Узнала тут, что у Дяченок вышла вторая часть "Vita Nostra". То есть не продолжение цикла "Метаморфозы", к которому ВН и принадлежит, а прям прямое продолжение непосредственно этой книги.
В общем мне здесь нужен мем с курящим Макконахи.
ПростынкаЕсли быть краткой (лол конечно), у меня в принципе странные отношения с книжками Дяченок. Мне безумно нравятся их миры - они не всегда выстроены на 100%, не всегда логичны и непротиворечивы, но всегда очень интересны идеями и структурой. При этом мне не нравится большая часть персонажей, а типичные любовные линии вообще изрядно сквикают. У них реально прям талант ярко и цепляюще выписывать мерзких персонажей, сволочей и мудаков на главных ролях, так что я сквикаюсь, но читаю, потому что цепляет все равно.
ВН, в общем, не исключение - мне очень нравится концепт (мир как речь; он не новый, но побуждает к размышлениям), мне нравится именно описание процесса учебы, роста персонажа над собой вне человеческих рамок и всего вот этого. Многие критиковали ее за невнятную концовку, но давайте честно - невнятные концовки это вообще бич Дяченок, я сходу всего пару книжек с нормально прописанной концовкой у них вспомнить могу - да и для меня, в принципе, концовка ВН никогда особых вопросов не вызывала, а после выхода "Мигранта" еще и хорошо увязывалась с этой книгой.
Поэтому вторая часть вызвала у меня очень... противоречивые (преимущественно негативные) впечатления.
Из хорошего: концепт сохранился, буквенно-грамматической травы все еще очень много.
Из плохого: все остальное
во-первых, они добавили концовке первой части определенности, что (по моему мнению) не пошло ей на пользу. Они тем самым одновременно похерили отличную связку с "Мигрантом" и слили многое, что было в самой первой части;
во-вторых, стало меньше этой трансформации человека в понятие и вообще меньше развития. Большая часть сюжета - как Сашка топчется на месте, заново пережевывая то, что уже, вроде бы, прошла в первой части;
в-третьих, любовная линия - это ебаное дно. В первой-то части любовная линия была ну скажем прямо не очень, но там она хотя бы не была на первом плане. Тут ее вывели на первый план, поставили любовь во главу угла, а любовь, меж тем, прописана откровенно убого не ФФ15, конечно, но недалеко;
в-четвертых, из моих любимых персонажей одного вообще убрали с концами из сюжета нахуй, а второго слили, причем слили стремительно и беспощадно.
Ну и последняя, но самая важная моя претензия - я не поняла, зачем это было.
Ну то есть я прочитала целую вторую часть, которая... закончилась точно тем же, что и первая. Серьезно. Никакой интриги. Концовка один в один, совершенно никакой разницы. Зачем было сливать и выворачивать концовку первой части, чтобы после невнятного сюжета снова дать ее же? Может быть, Дяченки хотели показать развитие персонажа, благодаря которому тот же выбор, который Сашка делает в первой части, оборачивается совсем другими последствиями, но, во-первых, никакого особого развития по сравнению с первой частью не заметно (я б сказала, что персонаж, наоборот, изрядно деградировал), во-вторых, никаких "других последствий" нам тоже не показали. Просто ровно тот же выбор ровно в тех же обстоятельствах. Ну и зачем?
Кстати к слову - где-то в последней трети книги был неплохой финт, который мог бы обернуться отличным вотэтоповоротом (спойлеря про момент, когда Сашка понимает, что страх - основа всего, и устраивает стихийное бедствие). Это легко можно было вывернуть в идею, что на самом деле Сашка для нового мира - это Фарит для этого, и это было бы где-то даже свежо, учитывая все, что было в 1 и 2 части. Но нет, Дяченки то ли зассали, то ли не знаю что, и все это слили в "нет, я ошиблась, на самом деле все не так". А жаль, это было бы намного интереснее.Короче блин. Сижу в странном состоянии, это все еще надо обдумать, но в целом мне срочно надо что-то легкое и ненапряжное после этого всего :\
Первая книга - интересный мир, персонажи прописаны, а любовная линия...хорошо, что не в центре стола. Вторая книга - любовь, любовь, любовь и финал ровно там же, где и был. Эмоционально. Физически он слился в розовые сопли.
Хотя, может быть, это мое субъективное впечатление в силу того, что мне и первый-то ВВ никогда особо не нравился. То есть он объективно неплохой, но как-то совершенно мимо меня прошел. Разве что да, мир интересный.
Поэтому второй ВВ был для меня из категории "проходняк, прочитал и забыл", а вторая ВН - "шоэтобыло ваще".
Третий Ведьмин Век еще не читала, как-то страшновасто
Справедливости ради, для первой там было не "день повторится", а "с мамой случится что-то плохое". День повторялся только в самом начале, пока перед ней не выставили требования.
Ну и лично у меня именно этот аспект никогда вопросов не вызывал. Им давали задания на грани - когда ты еще можешь выполнить это задание, но для тебя требуется переломать себя. Понятно, что условную гопницу (безотносительно Лизы, ей как персонажу я всегда очень сопереживала) писаньем в кустиках не проймешь.
Ну и меня в принципе подбешивало... Как бы это сказать. В общем, если эти студенты так важны, то чего ж вы ими так разбрасываетесь? А если так незначимы, то зачем столько усилий, давления и ломки, не проще ли одного просто заменить другим? Короче, у меня как-то не совпадали декларируемые цели преподов с их методами и степенью отсева, не собиралось все в единую картину.
Кстати, во второй части, если интересно, выяснилось, что для Сашки переводной экзамен в конце первой части спойлер
И логика вот этого от меня тоже ускользает.
Но сам концепт мира-текста мне все еще нравится, я б с удовольствием написала об этом фик, если бы была немного умнее